Cегодня британский некоммерческий сектор испытывает серьезные проблемы с финансированием. НКО попали в ситуацию «ножниц», когда финансовые возможности уменьшаются, а потребность в поддержке растет. Особенно достается музеям – на снижение госфинансирования накладывается демографическая проблема: поколение активных доноров стареет и умирает, а новым поколениям поддержка музеев не столь интересна. Британское правительство пытается подтолкнуть музеи к созданию собственных эндаумент-фондов, но их средств оказывается явно недостаточно. В то же время эндаументы становятся все более заметным источником финансирования для вузов.
На голодном пайке
В последние годы британские НКО были вынуждены отказывать людям в помощи из-за собственных финансовых проблем. Опрос, проведенный британским фондом CAF (Фонд развития благотворительности), показывает, что больше половины НКО в стране обеспокоены вопросами собственного выживания. Каждая восьмая организация из 600 опрошенных вынуждена отказывать в помощи нуждающимся людям, а 41% не могут расширить поддержку и сфокусировались на основных задачах.
Проблемы усугубились настолько, что треть НКО не смогли оплатить коммунальные услуги. При этом в марте 2024 года в Великобритании закончится господдержка расходов НКО на электроэнергию, поэтому многим необходимо искать инвестиции для повышения энергоэффективности. И наоборот, согласно опросу, спрос на благотворительную помощь неуклонно растет. Об этом заявили 59% организаций, а 31% считают, что за последний год он существенно вырос.
Эндаументы могли бы помочь изменить ситуацию, однако они плохо прижились в Великобритании за исключением сферы высшего образования. Сейчас они есть у 70 британских вузов. Эксперты связывают сравнительно низкую популярность эндаументов в стране с консервативной налоговой политикой и отсутствием привлекательных льгот для доноров.
Музеи снимают с довольствия
Музеи входят в топ-3 крупнейших владельцев эндаументов в мире. Самая большая концентрация «культурных» эндаументов в США, где 45 ведущих музеев владеют в совокупности более чем $40 млрд. В Великобритании сфера культуры получает от 25% до 65% своего финансирования из государственных источников. Это больше, чем в США, но меньше, чем в ряде европейских стран.
Тревожные сигналы музеям во всем мире поступили сначала в период глобальной рецессии 2008–2012 годы, когда они впервые столкнулись с серьезным сокращением государственного финансирования, а затем и с усилением конкуренции за гранты, с сокращением пожертвований и снижением прибыли из-за падения уровня доходов населения.
В пандемию все только ухудшилось. А в Великобритании правительство и вовсе призвало музеи «применять как можно более коммерческий подход, используя любую возможность для максимизации альтернативных источников дохода» и заодно предупредило, что если они этого не сделают, то аргументировать дальнейшую финансовую поддержку сектора будет затруднительно.
В поиске меценатов
Национальная портретная галерея Великобритании, открывшись этим летом после трехлетней реконструкции стоимостью $53 млн, немало удивила посетителей. На самом видном месте на мемориальных досках были написаны имена жертвователей. Территорию перед галереей назвали «двором Росса» – магната, пожертвовавшего $5 млн, а один из этажей – «Крылом Блаватника», выделившего $13 млн.
Как пояснил директор музея Николаc Куллинан, это результат зависимости галереи от доноров, так как британское казначейство сократило финансирование музея. Найти благотворителей тоже непросто. Лесли Рамос, автор книги о благотворительности в сфере искусства, отмечает, что недавно умерло несколько крупных покровителей, а более молодые доноры предпочитают жертвовать в другие области, в частности в компании, борющиеся с изменением климата.
Сегодня музеи Британии попали в «идеальный шторм», считают эксперты. Ситуацию могли бы облегчить налоговые льготы для доноров и, конечно, эндаументы. Есть ли они?
Эндаумент для музея
В 2012 году в Великобритании впервые была объявлена новая схема государственной поддержки организаций в сфере культуры и сохранения наследия. Это была программа государственного софинансирования, получившая звучное название «Катализатор». Ее целями стали увеличение частных пожертвований в музейный сектор и наращивание долгосрочной финансовой стабильности культурных институций.
Программа предусматривала «стимулирующее финансирование» – выделение грантов на создание или пополнение эндаумента учреждения культуры при условии самостоятельного привлечения этой организацией пожертвований от частных или корпоративных доноров. То есть государство предлагало, как минимум, удваивать капитал, собранный от доноров в эндаументы. Деньги в эндаументы выделялись минимум на 25 лет. С помощью этой программы планировалось стимулировать грантополучателей создать или увеличить свои эндаументы, чтобы сформировать долгосрочный источник дохода.
Программа «Катализатор: Эндаументы» продолжалась 3 года. 31 музею было выдано около 29,8 млн. фунтов стерлингов грантового финансирования. При этом сами музеи привлекли 53,3 млн. фунтов стерлингов, а общая сумма средств, направленных в эндаументы, составила 83,1 млн. фунтов стерлингов.
Впоследствии британские власти запустили еще две похожие программы, предоставляющие меньшие по объему гранты большему числу музеев. В рамках программы «Катализатор: Меняйся» за период июль 2016 г – август 2019 г. было выдано грантов на 17,5 млн фунтов стерлингов. Это позволило 160 организациям по всей стране привлечь частное финансирование. А в рамках программы «Эндаументы для наследия», 15 организаций в марте 2017 г получили гранты на суммы от 250 000 до 1 млн фунтов стерлингов на общую сумму 10,35 млн фунтов стерлингов.
Таким образом, по итогам этих программ британские организации культуры получили от государства 206 грантов общим объемом 57,7 млн фунтов стерлингов и привлекли в разы больше частных пожертвований в свои эндаументы. Однако, к сожалению, эти средства не смогут решить всех насущных проблем учреждений культуры. Например, только грядущая реконструкция Британского музея, как сообщает FT, обойдется в 1 млрд фунтов стерлингов.
Филантропы выбирают университеты
Британские университеты все чаще обращаются к помощи филантропов в поисках финансирования. Надо сказать, что состоятельные доноры более охотно жертвуют деньги на образование, чем на культуру.
В отличие от американских вузов, владеющих крупными эндаументы (20 университетов США владеют фондами размером более $10 млрд каждый), в Великобритании только Оксфорд и Кембридж могут похвастаться эндаументами размером более 1 млрд фунтов стерлингов. Тем не менее у многих университетов виден прирост целевых капиталов.
Бристольский университет, увеличил свои благотворительные доходы на 219%, с 9,1 млн фунтов стерлингов в 2017–2018 годах до 29 млн фунтов стерлингов в 2021–2022 годах. Имперский колледж Лондона в 2021/2022 году получил пожертвования на сумму 55 млн фунтов стерлингов по сравнению с 5 млн фунтов стерлингов в 2011-2013 годах. Несколько учреждений, в том числе Ливерпульский университет, Королевская музыкальная академия и Университет Лафборо существенно увеличившие объем полученных пожертвований, утверждают, что поиск донорского финансирования будет оставаться их приоритетом в течение следующих трех лет.
Сумма нового финансирования, полученного в 2020–2021 годах, составила 1,14 млрд фунтов стерлингов, что на 5% больше, чем в предыдущем учебном году. Однако, благотворительные доходы по-прежнему составляют лишь небольшую часть общего финансирования высшего образования страны.