Активы Техасских университетов на конец сентября 2023 года достигли $69 млрд, увеличившись за год на 60%. Из них эндаумент-фонды управляют $55 млрд. Таким образом в этом году Техас опередил Гарвард, считавшийся самым богатым университетом с капиталом более $50 млрд.
Большинство университетов в мире финансирует образование из созданных ими эндаументов — фондов «вечного капитала», деньги которых пополняются в основном за счет средств успешных выпускников – филантропов. С 1986 года Гарвардский университет возглавлял рейтинги по объему накопленного капитала, однако за последний год ситуация резко изменилась – финансовый и геополитический кризисы привели к тому, что эндаументы многих университетов просели из-за минусовой доходности. В 2022 году Гарвард потерял 1,8% доходов, в 2023 году его доходность составила лишь 2,9% (речь идет о фискальных годах, завершающихся 30 июня). Зато система университетов Техаса, наоборот, стала зарабатывать рекордные деньги. Дело в том, что учреждения находятся на большом участке земли, который сказочно богат нефтью.
Техасский феномен
Во владении высших учебных заведений Техаса находится 2,1 млн акров земли в Пермском бассейне (Западный Техас). Образовательным учреждениям выделили земли в 1800 году – тогда они считались бесплодными и бесполезными. Однако в 1923 году на этой территории обнаружилось крупное месторождение нефти, поэтому с тех пор «случайный» владелец распоряжается необычным для себя активом.
Universaty Lands (UL) учреждена в 1876 году для управления земельными участками в интересах системы высшего образования Техаса. Аренда прав на добычу нефти, газа, развитие солнечной и ветряной энергии, а также выпас скота на университетских землях приносят около $1 млрд в год. При этом львиная доля этих денег – роялти с добычи нефти, который составляет в среднем 22,3% за баррель. Площади арендуют такие крупные нефтяные компании как ConocoPhillips, Continental Resources, Inc. и еще почти 250 операторов. По данным энергетической компании Enverus, эти земли производят примерно 300 000 баррелей сырой нефти в день. Это примерно пятая часть того, что корпорация Exxon Mobil перекачивает по всему миру.
«Черное» золото
Цены на нефть напрямую влияют на финансирование образования в штате. Их падение в 1986 году до $10 за баррель выкинуло университеты Техаса с первых строчек рейтинга. Именно тогда пальма первенства перешла к Гарварду. В 2020 году пандемия короновируса также отрицательно влияла как на цены, так и на буровую активность. Однако военный конфликт и последовавший энергетический кризис в начале 2022 года года привели к тому, что цены на нефть пошли вверх, взлетев до $120 за баррель. Все это помогло Техасским университетам защитить стоимость пожертвований и принесло непредвиденную прибыль.
Полученные UL доходы от нефти и газа поступают в эндаумент-фонд PUF, которым с 1996 года управляет компания A&M Investment Management Co. (UTIMCO). Две трети доходов PUF поступает в систему Техасского Государственного университета (г. Остин), а одна треть – в систему университета A&M (г Колледж-Стейшн), поддерживая в общей сложности 27 учебных заведений и почти 350 000 студентов.
UTIMCO управляет всеми фондами системы, из них на эндаументы на конец сентября 2023 года приходится около $55 млрд, в том числе на PUF – $32,6 млрд. Все активы UTIMCO с операционными фондами составляют $69,2 млрд.
Конституция штата позволяет университетам тратить средства на капитальные расходы, такие как строительство классных комнат, больниц и лабораторий, но они не могут пойти на оплату обучения и стипендии.
Кризис и университеты
Некоторые американские университеты, как техасские, зависят не только от грамотного управления инвестиционным портфелем, но и от находящихся в их распоряжении других источников средств. Например, Северо-Западный университет (г. Эванстон, США) разбогател на собственной разработке – препарате Lyrica для лечения судорог. Роялти от продажи лицензий составили $10 млрд. А Университет Эмори из Атланты называют Университетом Coca-Cola, так как в 1979 году выпускники подарили альма-матер крупный пакет акций на сумму в $105 млн.
Тем не менее в США инвестированием капиталов занимаются практически все образовательные учреждения. В 2023 году крупнейшие эндаумент-фонды университетов получили весьма скромные результаты от своей инвестиционной деятельности. Однако он оказался лучше предыдущего, когда многие эндаументы оказались убыточными.
Эксперты признали, что в кризис Йельская инвестиционная модель, подразумевающая высокую долю альтернативных инвестиций, не успешна. В таких ситуациях пассивный портфель, состоящий из акций и облигаций, оказался более выигрышным. Для сравнения – в 2021 году эндаументы продемонстрировали рекордные доходности – от 41% до 56%, в разы перекрывающие текущие скромные результаты. Utimco за 2022 год также показала убыток в 6,2%. Интересно, что, несмотря на рост цен на ископаемое топливо, большинство университетов отказались инвестировать в эту отрасль, продвигая идеи борьбы с последствиями изменения климата и критикуя университеты Техаса.
Энергия ветра и солнца
UL готовится постепенно заменить нефть чистой энергетикой, однако отказываться от роялти ближайшие годы не собирается. Сегодняшний спрос на нефть во всем мире составляет 100 млн баррелей в день, в том числе примерно 20 млн только в США. Поэтому пока UL борется с утечками метана, а также помогает операторам модернизировать оборудование для сокращения выбросов и сохранение подземных вод.
Тем не менее развитие проектов по ветровой и солнечной энергии идет полным ходом. University Lands заключило договора аренды для размещения солнечных батарей на площади около 24 000 акров, а также ветрогенераторов на почти 170 000 акрах. Доходы от возобновляемых источников энергии в 2022 году планировались на уровне $5 млн.